Нужен ли трамвай Новосибирску?

Модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина открыла цикл урбанистических мероприятий в рамках собственного проекта UrbanRead дискуссией «Трамвай: за и против». 13 октября этот вид городского транспорта вместе с жителями Новосибирска обсудили эксперты: председатель комиссии по транспорту Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства, руководитель аналитического отдела сайта «Тайга.инфо» Алексей Мазур, геоаналитик и один из авторов рейтинга обособления трамвайных путей Tramlanes.ru Дмитрий Лебедев, специалист технического отдела управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Кирилл Коваленко.

Вначале дискуссии спикеры и гости сравнили трамвай с его ближайшим родственником – метро. У подземки, при всех ее очевидных плюсах, есть и существенные минусы: дороговизна в строительстве и обслуживании, эскалаторы, делающие спуск маломобильных граждан затруднительным, и серьезный температурный перепад зимой, что создает сложности в выборе одежды пассажирами. В то же время, как отметил Алексей Мазур, большинство жителей Новосибирска видят решение транспортной проблемы именно в развитии метрополитена. «Никакой принципиальной разницы между метро и трамваем нет. Она есть лишь в двух вещах: метро идет под землей, и в том, что оно обособлено: метро не стоит на перекрестках и в пробках. То же самое можно сделать с трамваем на земле, и это будет дешевле, чем строить метро», – поделился мнением эксперт.

Алексей Мазур пояснил, как, на его взгляд, изменить мнение жителей о трамвае: вначале необходимо создать один хороший маршрут, например, до микрорайона «Родники». Данное направление обусловлено наличием уже имеющихся рабочих трамвайных путей от площади Калинина до остановки «Учительская».


Кирилл Коваленко, в свою очередь, рассказал о планах муниципалитета: «В мэрии разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, в которой предусматриваются коридоры под развитие трамвайных линий и под строительство новых – в том числе и в «Родники», а также восстановление утраченной линии до станции метро «Березовая Роща», которое планируется до 2030 года».


Геоаналитик Дмитрий Лебедев рассказал, как сделать трамвай доступным для маломобильных людей и пассажиров с колясками: необходимо заменить парк на низкопольные трамваи и прийти к стандарту «венская платформа», который применяется уже и в России, в Челябинске. Высота такой платформы около 20 см., она находится примерно на уровне трамвая, максимальный зазор – 5 см. Внедрение «венского стандрата» позволит решить и вопрос безопасности трамвайных остановок для пассажиров: платформа, которая является одновременно и пешеходным переходом, также выполняет роль искусственного возвышения на дороге. Автомобиль будет вынужден снизить скорость при приближении к трамвайной остановке.


Также, по мнению экспертов дискуссии, необходимо развивать выделенные полосы для общественного транспорта. Пример удачного решения – совмещение на одной такой полосе автобуса и скоростного трамвая.


Слушатели активно включались в дискуссию, соглашались и спорили с экспертами. Однако большинство участников сошлись в том, что трамвай жизненно необходим Новосибирску. «Трамвай – ключ к спасению транспортной ситуации», – поделился мнением один из гостей встречи.


Модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина планирует и в дальнейшем продолжать просветительскую деятельность на тему урбанистики и проводить подобные встречи с жителями города.